Экологическое воспитание
Все хорошее в людях – из детства! Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
Как истоки добра пробудить? И росли, как цветы, малыши!
Прикоснуться к природе всем сердцем: Чтоб для них экология стала
Удивиться, узнать, полюбить! Не наукой, а частью души!
Человек не может жить, не используя богатств природы. Но при этом нужно уметь использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом,а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире исогласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.
Мысль единства человека и природы – является ведущей идеей экологической работы, организованной в нашем ДОУ. Именно в детском саду закладываются основы экологической культуры, поэтому с дошкольного возраста необходимо формировать мировоззрение детей, основанного на представлении о своем единстве с природой.
Цель и задачи экологического воспитания в детском саду
В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания —воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
В нашем детском саду организована деятельность по экологическому воспитанию дошкольников, в рамках данной деятельности мы используем следующие формы и методы:
- Экологические экскурсии, целевые прогулки
- Экологические акции
- Экологические выставки
- Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
- Экологические игры
- Наблюдения
- Заполнение календаря природы
- Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Экологические проекты
Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты , в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Цель проектов — создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую(художественно-эстетическую), коммуникативную.
В нашем детском саду экологические проекты реализуются с воспитанниками 3 — 7 лет, с участием родителей.
Проекты
Проект «Эколята – Дошколята»
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Ежегодный Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»
Цель - экологическое просвещение, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности обучающихся.
Урок проводится с 2.09.2024 по 12.10.2024.
Урок №1 Тема"Царица погода"
Цель урока - сформировать у детей представление о значении понятия «погода».
Задачи:
- познакомить детей с понятием «погода» и раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- закрепить знания о природных явлениях;
- познакомить детей с профессией метеоролога и метеорологическими приборам;
- развивать связную и диалогическую речь, помогать детям логично и понятно высказывать суждение, развивать навыки ведения бесед;
- воспитывать любовь к природе.
Урок №2 Тема "Здоровая еда (кулинарный мастер класс)"
Цель - знакомство с правилами приготовления пищи, вовлечение детей в деятельность, связанную с приготовлением простых блюд.
Задачи:
- развивать представление о важности и пользе овощей и фруктов, разнообразии блюд;
- дать представление об основных приемах и правилах приготовления салатов;
- закрепить знания о технике безопасности и гигиене при работе с продуктами;
- побуждать детей использовать навыки приготовления простых блюд в повседневной жизни для помощи родителям.
Экологические акции
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции.
Экологические акции — это событийно — значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры,активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Выбор данной формы работы не случаен, так как:
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе,желание беречь её и заботиться о ней.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
- акции — это «игра — всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Экологическая акция "Покормите птиц зимой"
Цель - привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.
Экологические конкурсы
Экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно – пространственной эколого-развивающей среды в детском саду.
Основная цель конкурсного мероприятия – построение воспитательно-образовательного процесса в инновационной образовательной эколого-ориентированной среде, в основу которой заложен компетентностно-деятельностный подход и экологическое образование как основа интеграции видов детской деятельности и образовательных областей.
Конкурс чтецов "Родной природе строки посвящаем"
Экологические праздники
Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений,игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Экологическое воспитание посредством музыкальных праздников и развлечений – это воспитание на чувственном уровне, это возможностьдостучаться до души каждого маленького человечка, который однажды вырастет и встанет перед ответственностью за будущее всего человечества.
День Земли
Ежегодно, 22 апреля, люди всей планеты отмечают День Земли. Этот праздник стал общечеловеческим символическим праздником любви и заботы о нашем общем доме и отмечается во всем мире с целью продемонстрировать поддержку защиты окружающей среды. В этот день в разных уголках земного шара неравнодушные к экологическим проблемам люди проводят мероприятия, нацеленные на то, чтобы в мире стало больше чистоты и ответственности.
Целью мероприятия является привлечение внимания к экологическим проблемам. Наша главная задача в детском саду - побудить детей задуматься о взаимоотношениях человека и природы, почувствовать, что и они могут беречь нашу планету. День Земли - это праздник чистой воды, земли и воздуха.
Мы должны любить нашу планету. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
День белого медведя
Ежегодно 27 февраля в мире отмечается "Международный день белого медведя". Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Этот зверь умеет выживать в холодной Арктике, и несмотря на свои внушительные размеры и грозный вид, нуждается в нашей защите. Белый медведь занесён в Красную Книгу России и Международную Красную Книгу.
Основной целью проведения Дня является распространение информации о полярном медведе и привлечение внимания общества к необходимости охраны самого крупного наземного хищника планеты. Традиционно к этой дате природоохранными и экологическими организациями готовятся различные публичные акции и просветительские мероприятия
Экологические экскурсии
Экологические игры
Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т. д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конкретизируют познания детей о свойствах и качествах объектов природы.
• Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных.
• Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира.
• Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы.
• Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром.
Экологические сказки
Что такое экологическая сказка?
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека, тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению
Основная цель использования сказки экологического содержания - развитие личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.